Сказкотерапия: легенда… обо мне

Сказкотерапия: легенда… обо мне

В любой сказке заключен «добрым молодцам урок». И произведения этого словесного жанра не только наставляют, учат нас, но и лечат.

Cказкотерапия – слово нередко вызывает улыбку, кажется делом несерьезным. Однако сказки, мифы, легенды – самый древний способ поддержки и обучения человека с помощью слова. Первые из них возникли у наших предков одновременно с появлением речи. С их помощью (в символической форме) люди передавали друг другу знания об устройстве мира и живущих в нем людях. Сказки – своеобразный банк жизненных ситуаций, который наиболее полно отражает житейский опыт, духовное наследие, накопленное поколениями наших предков. И именно поэтому сегодня психотерапевты с их помощью находят ключ к пониманию и разрешению внутренних конфликтов тех, кто нуждается в помощи.

Банк ситуаций

Сказкотерапевт подбирает (или придумывает) сказку, герой которой сталкивается с ситуациями, похожими на то, что переживает клиент, и всегда находит из них выход. Каждая такая сказочная история образует невидимый мост между разными уровнями психики слушателя: сознанием, личным и коллективным бессознательными. Великий швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг считал, что своеобразие нашей личности, наш стиль поведения, тип мышления и даже эмоциональные реакции во многом определяются коллективным бессознательным, нашей (врожденной) памятью о прошлом человечества.

Оно проявляется в виде архетипов – универсальных стереотипов восприятия, мышления и действий. Одинаковые сюжеты сказок разных народов мира – это и есть проявление архетипов коллективного бессознательного. Они передаются из поколения в поколение, что сохраняет единство человеческой культуры, делает возможным взаимопонимание людей. Слушая сказки, мы (бессознательно) отождествляем себя с их персонажами, «примеряем» на себя их поступки, и это заставляет нас меняться. И неожиданно мы можем решить волнующую нас проблему, найти новые способы общения с людьми или выход из ситуации.

Кому это нужно

Благодаря разнообразию сказочных форм и жанров этот метод не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия помогает и детям (при страхах, агрессивном поведении, сложностях в адаптации), и взрослым (испытывающим эмоциональные трудности и сложности в общении, страдающим от тревожных состояний).

Узор судьбы

Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Их используют и в юнгианской терапии, и в психодраме, и в транзактном анализе. Один из новых методов – комплексная сказкотерапия – опирается на систему представлений об универсальных сюжетах, которые, разворачиваясь в жизни конкретного человека, образуют его индивидуальный «узор судьбы».

У каждого из нас свой характер, жизненный опыт, стиль отношений с окружающими, но большинство событий нашей жизни развиваются по универсальным (общечеловеческим) сценариям. Если в каком-то жизненном сюжете происходит сбой, мы теряем контроль над ситуацией, чувствуем тревогу, неуверенность, ощущаем недостаток энергии. У кого-то так проявляется внутренний конфликт или ранняя травма. Кто-то так реагирует на сильный стресс. Кто-то попал под влияние другого человека, который втянул его в реализацию собственного сценария.

Сказкотерапевт помогает увидеть механизм этого сбоя. Он внимательно слушает рассказ человека о его жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь сейчас, помогает определить опасные ловушки и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета». Именно для этого он подбирает (или сочиняет) сказки, герои которых оказываются в похожей ситуации.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, психолог