Арт-терапия как средство повышения мотивации к обучению

Арт-терапия как средство повышения мотивации к обучению

Формирование мотивации обучения без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной действительности, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование активной жизненной позиции.

Очевидно, возникновение данного направления в психотерапии относится к 30-м годам XX века. Рассматривая применение арт-терапии, мы определили ее направленность на коррекцию эмоционально-личностных проблем.

Первоначально целью арт-терапии являлось снятие стресса у попавших в трудную жизненную ситуацию. В современной действительности арт-терапия развивается как самостоятельный метод, а также дополняет и другие методы.

Термин «арт-терапия» (с греч. «терапия искусством»), ввел в использование Адриан Хилл. Представители разных направлений психологии, имели разные точки зрения о возможностях арт-терапии. Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Арт-терапия содействует гармоничному развитию личности, с помощью развития способностей самовыражаться, и познавать себя; найти приемлемый выход агрессии и негативным чувствам; облегчить процесс выражения чувств; получение материала для дальнейшего исследования и интерпретации; развитие контроля и самоконтроля; развитие творческих способностей и самооценки.

Рассматривая направления использования арт-терапии,  в которых в одном случае происходит «употребление» каких-либо материалов – пассивная форма, во втором случае происходит создание своего материала – активная форма, мы в своем исследовании будем использовать активную форму. Занятия по арт-терапии имеют свою структуру и ориентацию. В зависимости от запроса и цели можно выделить основные формы работы, такие как: рисуночная терапия (основу которой составляет изобразительное искусство), песочная терапия (способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития), сказкотерапия (включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют  развивать творческое мышление, воображение, память и т.д.), куклотерапия (включает в себя изготовление кукол, постановку с их помощью театральных сценок, сказок, жизненных ситуаций, упрощенный способ общения с окружающим миром), музыкотерапия (синтез музыки и цвета, восприятие музыки в сочетании с цветом), МАК (метафорические ситуационные карты)  и тд.

Рекомендуемый возраст для использования данного направления не имеет четких границ и допускает работу как с детьми от 6 лет (что является рекомендуемым), так и с подростками  или людьми юношеского возраста.

Исследования в области психологии студентов высших учебных заведений, показывают, что высокий уровень мотивации к обучению людей юношеского возраста имеют 29, 6%, средний уровень 55, 8%, низкий уровень 14, 6%. Исследуемая группа состоит из студентов первого курса  программы бакалавриата и первого курса студентов магистерской программы.

Данный возрастной период является становлением личности, именно в этом возрасте происходит самосознание и основы мировоззрения. Учитывая не только физиологические изменения личности, для которого характерно созревание организма, но и социальные отношения, социальная трансформация.

Мы также учитывали, что юношеский возраст граничит с подростковым возрастом, и существуют разные периодизации развития, в которых нет единственного правильного истинного этапа развития личности. Из этого следует, что данный возрастной этап также можно охарактеризовать, как нестабильный, неуравновешенный, не внимательный, что мешает обучению личности студентов.

Причины низкой мотивации к обучению могут иметь разного рода причины. Например, незаинтересованность, не желание, лень,  плохая подготовка учителя и неинтересная подача материала; желание общаться со сверстниками; современные информационные средства (гаджеты), проблемы со сверстниками; низкая успеваемость и усвоение материала,  проблемы в семье, личной жизни и т.д.

 

 Алина Масаева