Арт-терапия и рассказы не «от первого лица»

Арт-терапия и рассказы не «от первого лица»

Иногда говорить или писать о себе в третьем лице, а не местоимениях первого лица, лучший способ для снижения стресса. Спортсмены часто ведут беседу не от первого лица, чтобы повысить эффективность и поддерживать уверенность. Вариации этого типа разговоров могут быть эффективными в других ситуациях, особенно в тех, которые связаны с болезненными воспоминаниями или тревожными событиями.

Последние исследования показывают, как эта простая методика может помочь нам саморегулировать и уменьшить стресс. Одно из исследований, проведенных в Мичиганском государственном университете (МГУ), указывает на то, что обращение к себе в третьем лице может заставить людей воспринимать себя способами, более похожими на то, как они думают или воспринимают других. Другими словами, этот простой сдвиг может помочь людям получить немного психологической дистанции от стрессовых переживаний и, следовательно, может быть полезен в эмоциональном регулировании. Мозер, ведущий научный сотрудник в исследовании МГУ, продемонстрировал этот вывод с использованием технологии сканирования мозга для измерения и сравнения различий между первым человеком и бессознательным человеком без первого лица.

Другой эксперимент в Лаборатории эмоций и самоконтроля в Мичиганском университете  оценил, как активность мозга (функциональная магнитно-резонансная томография) отличается у участников, которые размышляют о переживаниях, связанных с использованием речи от первого и от третьего лица. При беседе от третьего лица участники проявляли меньшую активность в области мозга, связанную с эмоциональными переживаниями, что указывало на улучшение эмоционального регулирования. Исследователи пришли к выводу, что общение в третьем лице — это доступная форма эмоционального регулирования. Эти результаты также дополняют предыдущие исследования, которые демонстрируют самоотключение, улучшают сердечный ритм и физические реакции, что в конечном итоге ведёт к эмоциональному регулированию.

Как это переводится в практику арт-терапии? Изобразительное искусство и творческая игра легко поддерживают возможности поменять перспективы по мере необходимости, помогая людям говорить об этом опыте. Преломление, форма параллельной коммуникации, разработанная Милтоном Эриксоном, является одним из способов поощрения сдвига без прямой конфронтации.

В области арт-терапии термин «проекция» использовался для описания сдвига в перспективе от повествования от первого лица до третьего лица. Это общепринятый способ побудить ребенка или взрослого безопасно общаться с неудобными воспоминаниями. Например, можно попросить ребенка показать  «беспокойство» через рисунок или глиняную статуэтку, а затем спросить: «Если бы это беспокойство могло говорить, что бы его волновало?» Не просить раскрытия первого лица. Вместо этого поощрять ребенка развивать безопасное расстояние от передаваемого опыта. Точно так же можно попросить взрослого записать пять слов, которые приходят на ум после завершения рисования или движения; пять слов могут быть использованы для создания истории или поэмы для вербализации опыта или восприятия с позиции третьего лица. Поэтому специалисты по арт-терапии и другие профессионалы, которые вводят художественное выражение в сеанс,  просят людей говорить о своих творениях и рассказывать о том, почему сделано именно так, а не иначе, чтобы использовать одну форму разговора или письма вместо другой.

Очевидно, что использование подхода, не связанного с самим человеком, не всегда является наиболее эффективной методикой для достижения терапевтических целей. Прямое (первое лицо) право собственности на определенный опыт, восприятие и чувства является ключевой частью открытия и роста в контексте любого терапевтического альянса.

Но когда цель связана с поддержанием саморегуляции и уменьшением эмоционального стресса из-за травмирующих воспоминаний, потери или других проблем, постановка в позицию, отличную от первого лица, является хорошим способом для уменьшения переживания, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Источник psychologytoday.com