В своих мастер-классах и курсах я много говорю, как важна арт-терапия рисованием. Поэтому читатели думают иногда, что я – психолог. Однако это не так. Я не психолог. Я – художник. И то, что даю в своих материалах, отличается от традиционной арт-терапии.
Термин арт-терапия возник в 1938 году. Ввел его в употребление британский художник Адриан Хилл. Будучи на излечении в санатории, художник заметил, что живопись помогает выздоровлению. Хилл тогда занялся рисованием и с другими пациентами. Это отвлекало от болезни или травмы. А еще помогало избавиться от негативных эмоций, полученных на войне. Выражая тревогу на листе бумаги, они исцелялись.
Плюсы арт-терапии для человека:
- В процессе арт-терапии можно осознать собственные глубинные страхи и переживания. И узнав их, исцелиться от недуга.
- По рисунку, который получился в ходе арт-терапии, можно провести диагностику и коррекцию своих состояний.
- Можно социально приемлемым способом выразить, исследовать и проработать негативные (обиду, злость, ненависть) чувства и эмоции.
- Изучая с помощью арт-терапии свой внутренний мир, возможно раскрыть творческий потенциал.
Этот метод полезен для любой возрастной группы — детей, подростков и взрослых.
Арт-терапия рисованием зиждется на идее, что когда человек не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его Я. Чтобы ощутить на себе действие этого чудо-метода, не обязательно быть художником и уметь рисовать.
Каждый спонтанный рисунок: передает состояние души автора и раскрывает внутренние переживания. Как пример, фрактальный рисунок. В этом методе рисунок считается продолжением человека, его проекцией. И эта малая часть отражает большое, целое –самого человека. Или метод автоматических, машинальных рисунков… Водя карандашом или ручкой по бумаге в состоянии задумчивости, вы погружаете себя в собственные мысли. Автоматически настраиваетесь на нужный лад, успокаиваетесь. И в таком состоянии глубже проникаете в происходящие процессы. В итоге метод помогает настроиться на нужный момент работы или решение задачи.
В отличие от другого художественного процесса, тщательно спланированного и организованного, рисование в арт-терапии именно спонтанное. Как пример еще, приём, который я использую, «Цветочный ковер». Он помогает мне гармонизировать эмоции при помощи осознанных линий в рисунке. Причем, я заметила, гармонизирует состояние как мое, так и окружающих людей, которые с интересом следят за процессом.
Таким образом, психолог использует рисунок с целью диагностики и лечения. Для него не важно как нарисовано, как это сделано технически. Рисунок здесь – инструмент. Важно, что происходит в ходе рисования. После сеанса арт-терапии вы можете уничтожить рисунок или, наоборот, использовать как «костыль», амулет. Этот рисунок, возможно, выглядит здорово, и его захочется повесить на стену, но изначально ему эта роль не отводилась. Это было исследование себя.
Я рассматриваю рисунок, в первую очередь, как творческое проявление личности. И обращаю внимание на изобразительную сторону того, что делают ученики. Искусство – мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Критерием произведения искусства считается способность вызывать отклик и восхищение у людей. А мастерство чаще достигается трудом, с помощью специальных знаний и навыков.
Излечение и арт-терапия здесь вторичны. Они неминуемы, потому что рисование несёт в себе положительный заряд и позволяет нам контактировать с подсознанием.
Но, повторюсь, моя задача – дать шанс каждому выразить себя в творчестве, предоставив для этого набор инструментов: способность чувствовать цвет, линию и форму, умение работать в техниках живописи и рисунка.
Для меня важен результат. Чтобы работу показывали, вешали на стену, дарили. Чтобы это было произведением искусства. Например, в курсе «Зеркало Души» мы пошагово изучаем технику рисования портрета в разных ракурсах: анфас, профиль, три четверти. Учимся рисовать по воображению и с натуры. Совмещаем технику академического рисунка головы с проработкой эмоционального состояния. Наравне с внутренней работой по принятию себя (своей личности, женской сущности, возраста), мы учимся рисовать гармонично и правильно.
Как результат, в конце курса мои ученицы с удивлением обнаруживают, что избавились не только от страха рисовать портрет, но и от страха старости, одиночества, научились принимать и любить себя.
Иногда форма того, что делает художник и арт-терапевт похожа. И люди путаются, принимая случайный результат рисования с арт-терапевтом за творчество. Уверенные в себе чрезмерно даже преподносят это как искусство. «Я так вижу» – хорошее прикрытие для неумения и невежества.
Или же, наоборот, некоторые люди склонны критиковать свои работы, потому что они не похожи на великие произведения. Они переживают, что не стоят в одном ряду с профессиональными художниками, и поэтому, заранее закрывают себе возможность рисовать хоть что-то.
Я рекомендовала бы разделять, что есть искусство, что — рисование, «почеркушки для себя», а что — арт-терапия. Это три разных направления выражения себя в творчестве.
Главное понять для себя, какую цель вы преследуете? Какого результата вы стремитесь достигнуть? Тогда не возникнет проблем с пониманием своего места в мире изобразительного искусства. Хотите рисовать «для себя», заранее зная, что не будете выставляться в музеях – не отказывайте себе в этом! Пусть будут раскраски, пусть будет дудлинг, зентангл, рисунки в скетчбуке, пусть! Лишь бы радовало! Не ждите, что эти рисунки кто-то оценит, рисуйте для удовольствия. Хотите выразить себя через более серьезные картины? Претендуете на уровень «искусство»? Изучайте основы изобразительного искусства, совершенствуйтесь, учитесь у мастеров.
И в первом, и во втором случае, рисование будет менять вас изнутри. Будет происходить магия арт-терапии. Но если хотите сделать этот процесс целенаправленным, то тогда используйте специальные арт-терапевтические практики.
И помните, выбор всегда за вами. Важно, чтобы он был осознанным.
художник и педагог Марина ТРУШНИКОВА