Механизм действия слова как физиологического и лечебного средства раскрывается, прежде всего, на основе теории психоанализа, восходящей к идеям Зигмунда Фрейда, а также учения Ивана Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека. Павлов доказал, что мозг является «фабрикой», вырабатывающей продукты, которые влияют на состояние различных систем организма. Конкретная мысль запускает в мозгу вполне конкретные биохимические механизмы, которые воздействуют на организм. Иными словами, слово может вызвать физиологические реакции, соответствующие воздействиям окружающей среды, как бы заменяя их.
Согласно Bадиму Ротенбергу, автору книги «Образ я», творчество — самый продуктивный способ лечения и жизни человека, и общества в целом. Наряду с классическими приёмами арт-терапии (рисование, фотографирование и др.) в нём используется сочинение рассказов, сказок, написание писем, дневников, то есть любое литературное творчество. Всё это носит название Литератерапия и подразделяется на несколько направлений:
- Библиотерапия (от лат.biblio— книга) — в буквальном смысле это означает лечение словом. Здесь идет речь о двух видах творчества. Первый — чтение книг, осмысление и обсуждение прочитанного. В этом случае в качестве терапевтического средства выступает чтение как катализатор духовной жизни. В этом смысле мировая классическая литература — поэзия, проза, философия — обладает огромным потенциалом. Однако важнейшим направлением библиотерапии является собственное творчество. Это написание своих собственных произведений — эссе, стихотворений, рассказов и сказок. Человек сам создаёт сюжет, тем самым раскрывая свой внутренний мир, он говорит о своих чувствах, мечтаниях и проблемах. Именно позиция автора даёт возможность посмотреть на обстоятельства, события и отношения (даже самые драматические) объективно, всесторонне, то есть мудро, и уравновесить, привести в гармонию свои внутренние переживания, разрешить психологические проблемы. Это совпадает с задачами терапии. Терапия творчеством, в том числе литературным, неслучайно признана ныне уникальными средствами, факторами личностного роста.
- Скриботерапия (от лат. scribo — я пишу) — терапия написанием писем. Этот метод несет в себе черты как классической индивидуальной арт-терапии, так и «удаленной групповой» терапии. Он особенно ценен тем, что позволяет человеку выразить свои мысли другому и передать те эмоции, которые как правило, человек не решается сказать вслух. Кроме того, обмен письмами без сомнения позволяет людям восстанавливать утраченные социальные связи, что делает его тем более ценным.
- Дайрингтерапия (от англ. diary — дневник) — терапия с помощью ведения личного дневника. Улучшение самочувствия при ведении дневника — это не просто психосоматика. Это действительно улучшает здоровье тех, кто им занимается. По словам доктора Джеймса Пеннебейкера, психолога и ведущего эксперта в области экспрессивного письма, ведение дневника способствует укреплению иммунных клеток, T-лимфоцитов. Благодаря этому улучшается настроение, повышается социальная активность. И конечно, проявляется благотворное влияние на качество близких отношений.
Эти методы в разумных пределах можно совмещать с:
- Каллиграфией — искусством красивого письма. Это одна из отраслей изобразительного искусства,
- Леттерингом — созданием шрифтовых композиций, направленным на развитие творческих способностей человека.
- Скетчингом — в том случае, если рисунок становится необходимой иллюстрацией к написанному,
- Дудлингом и зентаглом — которые в своей основе являются мощными средствами арт-терапии,
- Скрапбукингом — самостоятельным изготовлением дневника, открытки или оформлением письма.
Любое творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Занятия творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
Творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты.
Способность и потребность увидеть любой предмет, явление, субъект с точки зрения его самоценности, его внутренний потенций, а не функционально-прагматической ценности для человека-потребителя. Проще говоря, умение видеть внутреннюю гармонию, красоту мира, наслаждаться ею, вместе с потребностью творить её делает человека более духовным, здоровым и счастливым.