На сегодня известно сравнительно мало исследований, как использование глины в арт-терапии может помочь в восстановлении и реабилитации людей с психическими расстройствами, включая тяжелое депрессивное расстройство. Чтобы лучше понять роль арт-терапии в лечении эмоциональных расстройств, гонконгские исследователи Нан и Хо недавно провели рандомизированное контролируемое исследование. Они попытались определить, может ли краткосрочная «арт-терапия глиной» опосредованно решает различные проблемы, связанные с депрессией у взрослых. Их исследование фокусируется на нескольких целях, включая снижение симптомов и улучшение общего состояния здоровья, чувство благополучия и способность устно сообщать чувства. Это первое исследование такого рода, которое изучает эффективность терапии артритом глины в качестве дополнительного лечения депрессии у взрослых.
Арт-терапевты интуитивно поняли, что введение глины в сеансах арт-терапии основывается на уникальных характеристиках этой тактильной, высокочувствительной среды. Во-первых, глина обладает существует множеством соматосенсорных качеств, включая незаменимый опыт физического соприкосновения. Во-вторых, поскольку глина представляет собой трехмерный материал, возникают такие уникальные сенсорно-перцептивные процессы и действия, которые включают то, что Нан и Хо называют «сложной координацией различных областей коры головного мозга». Наконец, самоочищающиеся характеристики глины могут усилить саморегуляцию благодаря взаимодействию материалом — возможности сглаживать, отсекать, строить и формовать. То есть ею можно манипулировать.
В этом исследовании сравнивали результаты участников группы глинотерапии с контрольной группой без арт-терапевтического приложения. Все участники были амбулаторными больными, получавшими лекарства и страдающие депрессией. Каждая группа из шести-восьми участников посещала шесть еженедельных занятий по 2,5 часа. Квалифицированный арт-терапевт облегчал процесс работы с глиной во время еженедельных сеансов. Эти занятия включали фактическую работу с глиной, размышления о процессе лечения и обмен своими изделиями из глины. Группы без глинотерапии также провели шесть еженедельных сессий по 2,5 часа. Эти группы вели социальные работники. В них включили рекреационные мероприятия, такие как ремесла, раскрашивание изображений мандалы, прослушивание расслабляющей музыки и словесное общение. Около 100 участников приняли участие эксперименте, и на протяжении всего исследования были использованы несколько стандартных мер для оценки результатов: индекс депрессии Бека, анкета общего состояния здоровья, интенсивность самочувствия духа и шкала алекситимы Торонто (с её помощью измеряют понимание, проводят обработку или описания эмоций).
Вкратце, результаты этого исследования показывают, что сеансы глинотерапии были более эффективными для снижения депрессии и улучшения повседневного функционирования, общего психического здоровья и чувства благополучия. Исследователи отмечают, что их результаты согласуются с результатами других исследований, которые заключают, что глинотерапия даёт положительные результаты в лечении депрессии, особенно в области когнитивного функционирования и уменьшения симптомов. Интересный вывод возник из результатов шкалы алекситимии. Через три недели после окончания работы групп, было значительное улучшение в группе глинотерапии. Группы, в которых она не применялась не показали никаких изменений.
Это исследование подчеркивает важную роль, которую среда глины может играть не только в арт-терапии, но и ее важную роль в эмоциональной регуляции как основе для других репаративных процессов, таких как сонастройка, привязанность и самовыражение.
Cathy A. Malchiodi