Кукла играет в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла. Но для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной…
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. За все время своего существования кукла выполняла не только роль детской игрушки. В различные времена их изготавливали как идолов для поклонения богам, оберёги для дома и семьи, использовали в религиозных шествиях и для развлечения на ярмарках. Они имели различную форму и размеры, в зависимости от предназначения.
Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы, в том числе и психологические. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они играют немалую роль в жизни взрослых. Они не без удовольствия возвращаются к своей открытой детской сущности.
Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся: неврозы, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка, трудности взаимоотношений с окружающими, депрессии, стрессовые ситуаци.
Куклотерапия — позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри- и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.
Выделяют следующие функции куклотерапии:
- коммуникативная – формирование эмоционального контакта в коллективе;
- релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;
- воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.
Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии: психодраме, игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли. В игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом.
Современные куклотерапевты самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания.
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью. В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Что дает куклотерапия? Это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных. Это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней. Это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего. Это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции). Это тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
Куклотерапия помогает контролировать свои чувства (не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а не бояться их проявлять, даже негативные чувства и эмоции, без вреда для окружающих). Кроме этого, куклотерапия широко используется для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с людьми, имеющими эмоциональную травму. И не только это.
Куклотерапия лечит. Лечит она двумя способами. Первый (довольно редкий) механизм исцеления, если человек болен, устал, у него депрессия, что то накипело на душе. Он может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком. Психотерапевты говорят: чтобы в вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы. Второй (более распространённый) механизм исцеления противоположен первому. Многие люди испытывают прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. Кукла становится их талисманом, помощником, кукла радует.
Таким образом, с помощью создания кукол можно проявить себя. И, как в зеркале, увидеть себя со стороны. С помощью кукол, возможно проигрывать сценарии, которые будут происходить в дальнейшей жизни человека. С помощью взаимодействия с куклой можно проявить и пообщаться с той частью своей души, которая сейчас наиболее нуждается в нашем внимании и поддержке. С помощью кукол возможно «перепрожить» те моменты жизни, которые были некомфортными или болезненными. Кукла может быть талисманом и оберегом. Кукла всегда несет добро и поддержку. Лечебный сеанс иногда действует странно: многие «заболевают». Заболевают куклами — и даже открывают собственные курсы и кружки, переходят к более сложным техникам (например, фарфору).
Наталья Фараонова, педагог-психолог