Термин «каллиграфотерапия» создан на основе известных слов: «каллиграфия» (от греч. κάλλος — красота, γράφω — писать) и «терапия» (от греч. θεραπεία —забота, лечение). Каллиграфотерапия, или каллиграфическая арт-терапия, — это вид арт-терапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приемов в психотерапевтических целях.
Красивое письмо во все времен служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые (весьма значимые) места в социальной иерархии. В настоящее время, когда рукописный текст практически полностью вытеснился электронным, возможно, впервые ярко акцентировался нетривиальный потенциал письма. Письмо уже не воспринимается всерьез с прагматической точки зрения (как средство для передачи и хранения информации), но как эстетическая ценность, как «артобъект», письмо (имеется ввиду не содержание, а форма) вполне может составить конкуренцию другим изобразительным средствам.
Сегодня каллиграфии в России переживает «второе рождение» (на самом деле оно уже далеко не второе). Уже два года в Москве успешно развивается проект «Международная выставка каллиграфии», появились сайты каллиграфической тематики, клубы,. открылся Современный музей каллиграфии в Москве.
Наступило, наконец, время обратить внимание на терапевтические ресурсы рукописного текста. Речь идет не только о терапии ведением дневника и записных книжек, терапии домашней перепиской с врачом или других видах письменной вербализации, но — прежде всего — об использовании внешне-эстетического потенциала письма. Арт-терапевтический подход к письму включает в себя не только и не столько работу с содержанием текста, сколько — с его формой.
Каллиграфотерапия — не является открытием нового времени, это попытка актуализировать, а иногда возродить заново, каллиграфические жанры и приемы с целью их психотерапевтического использования. В восточных культурах (таких как китайская, японская, арабская) каллиграфия никогда не сдавала своих позиций и до сих пор занимает достойное место, в том числе как метод психотерапевтической саморегуляции. Однако я уверен, что западноевропейские и русские каллиграфические традиции также успешно могут быть задействованы в психотерапевтическом процессе, причем во всех формах психотерапии: индивидуальной, групповой и семейной.
Ниже приведены некоторые примеры использования каллиграфических жанров в виде арт-терапевтических техник.
Инициал (от лат. initialis — «начальный») в западной каллиграфии — это особым образом оформленная первая буква слова, предложения, главы или другой части книги; в славянской каллиграфии для этого есть другое название — буквица. Существуют самые разнообразные традиции и стили написания прописных (заглавных) букв, только в русской традиции их можно насчитать не менее десятка, а если к этому еще добавить западноевропейскую традицию «иллюминирования» инициалов, то мы получаем широкий выбор многообразных выразительных приемов оформления заглавных букв.
На основании заглавных букв могут создаваться и свои собственные (личностно значимые) инициальные алфавиты, которые предназначены, конечно, не для написании больших по объему текстов, а для оформления отдельных слов, например, своего имени, или небольших фраз, например, своего девиза или жизненного принципа. Такие «иллюминированные» слова или фразы являются материально-эстетическим выражением (творческой объективацией) переживаний и ценностей автора. Более того, созданные произведения, в свою очередь, сами начинают влиять на автора, представляя собой своеобразные материализованные психологические установки.
Монограмма (от греч. μόνος — один, γράμμα — линия, буква) в рукописной традиции — это знак, составленный из соединённых или переплетенных букв, например, начальных букв имени и фамилии (так называемый вензель). В психотерапии это может быть монограмма, построенная не только из начальных букв собственного имени, отчества и фамилии, но также монограмма семьи: первые буквы имен всех членов семьи собираются в единый знак, представляющий собой сбалансированное эстетическое целое, символизирующее гармонию и сплоченность. Такая монограмма может быть помещена в соответствующее обрамление, может стать частью семейного герба (это уже хорошо известная арт-терапевтическая техника).
Наконец, еще один богатый по своим терапевтическим возможностям каллиграфический жанр — это каллиграмма. Появление этого термина обязано известному французскому поэту Гийому Аполлинеру, который записывал некоторые свои стихотворения в виде графических образов, иллюстрирующих содержание текста. Например, строчки его стихов располагались в виде, дождя, женского портрета, фонтана, птицы и т.д. В форму каллиграммы могут облекаться отдельные слова, отдельные высказывания и более развернутые тексты. Сейчас нет возможности вдаваться в историю этого жанра, следует лишь заметить, что каллиграмма как эстетический прием встречается во всех каллиграфических традициях, восточных и западных, древних и современных.
В психотерапии каллиграмма может занять особое место, поскольку может быть использована в самых разнообразных формах: представим себе, например, страницу личного дневника, на которой текст размещен каким-либо прихотливым образом, а какой может быть каллиграмма своего имени, каллиграмма личностно-значимой фразы, любимого (или собственного) стихотворения и т.д. Построение каллиграммы — это увлекательный арт-терапевтический процесс, в котором фрагменты текста, слова и буквы, рассматриваемые как «кирпичики» для графического образа, часто бывают непослушными, с ними приходится изрядно побороться (или договориться), чтобы подходящим образом «деформировать» их.
Примером интегративного использования разнообразных каллиграфических жанров в психотерапии может служить семейная рукописная книга. Это что-то вроде семейного журнала, архива или хроники, где хранится значимая для семьи информация (семейные предания, случаи из семейной жизни и пр.) в виде собрания рукописных текстов и рисунков членов семьи. Такая книга является местом, где каждый может в буквальном смысле оставить свой след в семейной истории. Уверен, что это — более «живая» альтернатива, а потому превосходящая по своему личностному значению привычным способам сохранения семейной информации в виде текстов и фотографий (на бумажных и электронных носителях), причем альтернатива нисколько не противоречащая последним, а прекрасно дополняющая уже известные варианты.
В заключении отмечу еще один несомненный эффект каллиграфотерапии —этнотерапевтический. Знакомство с отечественными и зарубежными каллиграфическими традициями способствует вовлечению человека в пространство мировой культуры; делает его более восприимчивым к эстетическим и экспрессивным формам, накопленным человечеством; дает ему способность понять и оценить иные культурные миры; позволяет стать непосредственным участником непрекращающегося процесса создания новых форм творческого самовыражения.
Дмитрий Трунов, философ, психотерапевт