Анимационная терапия – это популярное направление современной арт-терапии, позволяющее задействовать творческие ресурсы человека и посредством анимации выразить то, что его волнует, в настоящий момент. Занятия с применением методов анимационной терапии способствуют развитию творчества и самовыражения, мелкой моторики рук и навыков мастерства, повышению самооценки детей и раскрытию их внутренних ресурсов.
В 1974 году психолог Джером Франк сформулировал пять основных эффектов любой успешной психотерапии, которая:
1) предоставляет новые обучающие возможности как на познавательном, так и практическом уровне;
2) вселяет надежду на избавление от страданий;
3) предоставляет опыт успешной деятельности;
4) дает возможность преодолеть чувство отверженности;
5) пробуждает яркие эмоции.
Анимационная терапия соответствует всем пяти пунктам. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта. Она, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности. Анимационная терапия предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства. Художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сострадание, воодушевление, стыд и др. Те глубокие изменения, которые являются целью в терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Центральная фигура в терапевтическом процессе посредством анимации — не пациент как больной человек, а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей. Так, Ницше подчеркивал, что здоровье — не свобода от болезни, а способность человека с ней справляться. Именно эта способность актуализируется в процессе творчества. Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.
С позиций феноменологии этот творческий продукт рассматривается как выражение внутреннего переживания, часть личности автора.
Специфические особенности :
— в анимационной терапии сам автор одновременно является творцом художественного продукта и самим художественным продуктом;
— сопереживание;
— сотворчество.
Главное, что во время занятия не должно быть никаких запретов и правил. Правило должно быть только одно: полный простор для фантазии и самовыражения.
Источник alchevskpravoslavniy.ru