Кино- видеотерапяи — метод, использующий произведения киноискусства, является одним из направлений арт-терапии. Метод кино-видеотерапии позволяет сочетать в себе применение в психологических целях, как продуктов накопленного культурного творчества (киноматериалов), так и продуктов спонтанного творчества (видеоматериалов) самих участников кино-видеотерапевтического занятия (сеанса, сессии, кино-видеотренинга, кино-видеоклуба).
Видеоматериалы здесь – это дополнительные (любительские) материалы, отснятые самими участниками или ведущим, его ассистентом в процессе выполнения упражнений после просмотра и обсуждения основного (профессионального) кинофильма. Так, в ходе кино-видеотерапии помимо традиционного просмотра и обсуждения фильма осуществляется ещё видеосъёмка участников и дальнейший анализ, проработка полученных видеоматериалов.
Данный эмоционально-ориентированный метод обеспечивает кратковременные и долговременные положительные эффекты:
1) целостно затрагивает не только эмоциональную, но и интеллектуальную, поведенческую, интуитивную сферы «Я»;
2) формирует личностный смысл киноистории и отражает индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества «Я»;
3) снимает сложности, возникающие, к примеру, при проведении социально-психологического тренинга на собственно личностном материале, поскольку с точки зрения участников кино-видеотерапевтической сессии обсуждаются проблемы киноперсонажей, а не их личные в коммуникативных ролях «Я – наблюдатель», «Я – другой», «Я – объективный наблюдатель за собой и другими»;
4) ускоряет процесс терапии, так как внутренние переживания, подсознательные конфликты, неосознаваемые проблемы и потребности легче выражаются через идентификацию с одним из персонажей фильма, чем в прямом общении;
5) недирективно и мягко направляет к решению собственных проблем «Я» через анализ и проработку кинопродукции, видеоматериалов;
6) осуществляет аффективный и личностный рост, исследование поведения и ценностей «Я»;
7) позволяет одновременно решать большое количество психолого-педагогических задач, связанных с удовлетворением потребностей личности в культурном, нравственном, интеллектуальном, физическом развитии и в профессиональном совершенствовании, то есть является многофункциональной;
8) подтверждает данные исследований о том, что технические средства обучения существенно повышают эффективность и успешность образовательного процесса, др.
В целом, эффективность применения киноискусства в контексте психологической работы обосновывается тем, что кинотерапия и кино-видеотерапия как эмоционально-ориентированные методы психокоррекции и психотерапии позволяют развивать и усиливать внимание к эмоциональной сфере человека, а именно формировать и развивать его эстетические и этические чувства, потребности, ценности, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Они способствуют экспериментированию с чувствами и эмоциями при их вербальной и невербальной передаче на экране и вне экрана, при исследовании киноматериалов и видеоматериалов. Кино-видеотерапия помогают анализу и проработке собственной жизненной ситуации через посредника, то есть киноперсонажа: главного или второстепенного, реального или символического, одушевлённого или неодушевлённого, психологически близкого или чужого, психологически комфортного или дискомфортного.
Среди других психологических задач, решаемых данными методами: уточняющая диагностика личностных проблем; снятие избыточного психоэмоционального напряжения; изменение стереотипов поведения; художественно-эстетическое развитие, духовно-психологическое взросление и личностный рост; укрепление взаимоотношений в паре или в группе на основе эмпатии, положительных чувств, сотворчества; разрешение семейных проблем; тренинг интеллектуальных и других навыков (под конкретную задачу), например, тренинг повышения управленческой эффективности, тренинг навыков успешных продаж, тренинг профессиональных навыков психолога-консультанта, тренинг эффективного управления персоналом, тренинг командообразования, тренинг повышения родительской компетентности, мотивационный тренинг и т.д. Таким образом, имеются специальные области применения кинотерапии и кинотренинга: кинофильм как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности; кинофильм как средство эффективной саморегуляции; кинофильм как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе; кинофильм как вспомогательный метод в психологическом консультировании; кинофильм как тренажёр для решения проблем бизнеса; кинофильм как средство внутрифирменного PR; кинофильм как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
Кроме художественных фильмов также возможна психологическая работа с использованием мультипликационных, анимационных, документальных, учебных фильмов разной продолжительности для детей и взрослых в целях развития и совершенствования их эмоционального мира. Можно использовать даже психолого-педагогические возможности отдельных эпизодов из фильмов, видеороликов, которые обладают таким мощным свойством, как «с полуслова за душу берёт».
Столь же успешно воздействует фототерапия. Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих, особенно, пожилых людей сделала ее ценным инструментом работы психологов и психотерапевтов.
Фототерапия прекрасно работает как диагностическая техника. Фотография и видео позволяют работать с образом «Я» пожилого человека: насколько он себя знает, принимает, соответствует ли внешний образ внутреннему ощущению.
Фототерапия выступает как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа Я пожилого человека по готовым фотографиям. Фототерапия работает с семейной историей, восстанавливая через создание коллажей связь с предками, находя лучший фон для реальных фотографий, меняя отношение к событиям, наполняя их необходимыми ресурсами. В процессе фототерапии пожилые люди открывают новые грани своей личности, получают громадный ресурс. Фототерапия используется для проявления личной индивидуальности и самопрезентации пожилого человека.
Направления фототерапи прекрасно работают с пожилыми людьми для решения психологических проблем, при невротических расстройствах перенесшими экстремальную ситуацию и с ПТСР, с помощью техники визуально-кинестетической диссоциации. Одним из несомненных достоинств фотографий и видео следует признать то, что во многих случаях они облегчают проведение обсуждения, стимулируют пожилого человека к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего.