Глинотерапия является одним из методов арт-терапии, основанных на сенсомоторном опыте человека, что делает её близкой к телесно-ориентированным техникам. Как и другие техники арт-терапии, глинотерапия основывается на свободном самовыражении, и не направлена на создание произведения, имеющего художественную ценность. Соответственно, глинотерапия – это метод, использующий взаимодействие с глиной для решения терапевтических задач. 40 лет назад этот метод разработал немецкий арт-терапевт Хайнц Дойзер. Теперь он признан в Европе и практикуется многими специалистами. Это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью, он направлен на работу с поведенческими, невротическими и эмоциональными расстройствами, помогает при работе с утратой, стрессом, агрессией.
Лепка из глины – процесс одновременно творческий, развивающий, познавательный, воспитательный и обладающий выраженным терапевтическим эффектом как для взрослых, так и для малышей. Работа с глиной исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет.
В ходе занятий человек получает уникальную возможность не только создать неодухотворенные глиняные предметы, но и вдохнуть в них жизнь. Глина – это уникальный в своем роде и совершенно замечательный дар природы, который сопровождает людей с далеких времен и по сегодняшний день. Из глины лепят и строят, из нее создают произведения искусства, ею же и лечат. Лепка из глины – это очень полезное и увлекательное занятие для каждого взрослого человека.
Творить – процесс очень увлекательный, и если вы вдруг обретете себя через искусство, то никогда уже не захотите прекращать свое творчество. Прийти к предельно гармоничному состоянию души можно, если суметь войти в контакт с природой, которая сотворила бесчисленное множество прекрасных форм жизни.
Работа руками естественна для всех людей с рождения, но только мы, в силу особенностей существующих условий современной жизни, часто забываем об этом. А ведь основанное на освоении «ручных» навыков детское творчество, арт-терапия для взрослых – это важные основы для развития гармоничной личности.
Керамика, как и любой иной вид художественно-творческой деятельности, имеет очень важное значение для формирования личности человека, помогает ему ощущать радость творчества и познания независимо от возраста.
Задачи, которые реализовываются в ходе арт-терапевтического занятия с использованием пластилина:
- Развитие моторики;
- Развитие восприятия цвета;
- Умение смешивать различные цвета;
- Развитие умения работать с геометрическими фигурами;
- Формирование навыков в работе с объёмом и плоскостью;
- Развитие абстрактно-логических операций;
Работа с разными психологическими состояниями (стресс, тревога, чувство неуверенности, одиночества, агрессия, конфликтные ситуации)
Арт-терапевт и и педагог Дэвид Хенли, директор программы арт-терапии в Университета Лонг-Айленда и клинический директор психиатрической группы для детей с СДВГ и связанных с ним заболеваний, писал, что использование метафорического значения глины может напрямую способствовать мощному прогрессу в терапии клиента. Метафоры — более эффективное средство для улавливания смысла, чем беседа. Применение метафор даёт возможность коснуться сложностей социальной и эмоциональной жизни клиента без прямого болезненного вмешательства и критики, создавая символические эквиваленты мыслям, переживаниям и поступкам. Работа с метафорами — приятный и весёлый способ затрагивать серьезные темы. Хенли приводит в пример случай, когда один клиент сделал глиняную скульптуру своей матери в виде змеи. И это не имело негативной окраски, ведь змеи могут символизировать защиту и трансформацию. Глина позволяет клиенту открыть доступ к своему бессознательному. А это значит — взглянуть непосредственно на причины своих трудностей.
One Comment
Комментарии закрыты.