Автор двухтомника «Мыслей и чувств жемчужины» ответила на вопрос можно ли читать чужие письма. «Цель этой книги и будущей, которую планируется выпустить еще, – обеспечить очень долгую жизнь письмам и воспоминаниям наших современников. Но, естественно, не каждое письмо, хранящееся дома, достойно этого. Переберите архивы, и вы найдете среди пожелтевших листочков много «потухших вулканов». Но будут среди них и те, в которых сохранилась «весна жизни». Даже если это будет одно-единственное письмо (Вольтер любил повторять, что в «бессмертие отправляются с небольшим багажом»). Не держите их у себя взаперти, позвольте словам, содержащимся в них, господствовать над временем и пространством. Пусть они работают на наших потомков».
Такими словами завершала свою первую книгу «Мыслей и чувств жемчужины» Светлана Бережная. Идея её родилась совершенно незатейливым образом. Человек неуёмной творческой энергии, Светлана Бережная накануне 17-летия своей внучки Арины раздумывала, как бы сделать ей необычный, запоминающийся подарок. И вдруг в голову пришла идея собрать в одной книге письма, которые ей в годы юности писали молодые люди. Достав свой архив, она погрузилась в чтение и как будто на машине времени перенеслась в прошлое…
Внучка Светланы Бережной – ещё совсем юная девушка, её поколение с эпистолярным жанром почти не знакомо. Получив в подарок книгу «Мыслей и чувств жемчужины», к тому же проиллюстрированную её же рисунками, Арина была поражена. Для неё открылся новый мир, в котором незнакомые люди говорили о своих переживаниях языком Тургенева или Вяземского. Нет, они не стремились подражать великим, просто в состоянии влюблённости в человеке часто просыпаются неведомые ранее таланты. В том числе и эпистолярный. Арину поразило и то, что кто-то хранит письма, полученные много лет назад, возвращается к ним, перечитывает, черпает в них позитивные эмоции. Не случайно Светлана Бережная даже термин ввела – «письмотерапия». Было удивительно, что совершенно незнакомые люди, узнав о работе над книгой, предлагали Светлане СергеевнеБережной свои письма, по которым можно было писать романы или снимать сериалы.
Арина призналась, что после того, как прочла «Мыслей и чувств жемчужины», она решила писать письма «от руки». Второй том книги вышел уже с её участием. Светлана Бережная взяла Арину в соавторы.
«Я понимала, что если письма уйдут из нашей жизни, порвется и нить, связующая людей, исчезнет умение словами выражать свои мысли, чувства, эмоции и возможность через много-много лет вернуться в прошлое и вновь пережить волнующие моменты, – призналась Светлана Бережная. – Оказалось, эта тема волнует не только меня. В ее обсуждении приняли участие мои друзья из Франции, Америки, Москвы, Ставрополя. Их мнения опубликованы в предисловии к первому тому».
Личные письма — это частица нашей души. В них вы можете сказать, все что чувствуете, но имеете возможность передать словами. Главный секрет таких писем — не нужно скрывать чувства.
Эпистолярных традиций много, и поучиться есть у кого. Мастера мировой культуры оставили потомкам богатейшее наследие. Эти исторические документы освещают и оценивают события, свидетелями которых были авторы посланий. Часто эти тексты высокохудожественны, неповторимо образны и совершенны по форме и стилю.
Особенно это касается писателей — эпистолярный жанр вбирает их мастерство ничуть не хуже лирики или беллетристики. Письма не только рассказывают о кипучей духовной жизни, об интересах, о бытовых проблемах, но порой отражают работу над литературным текстом, содержат комментарии о замысле, тематике, композиции, языке рождающегося произведения, то есть впускают читателя непосредственно в творческий процесс. Блестящие образцы эпистолярного общения — письма Пушкина, Чехова, Тургенева, Некрасова, Толстого и многих других.