Если люди привязаны к растениям, любят ли они других людей?

Если люди привязаны к растениям, любят ли они других людей?

Отношения между человеком и природой привлекают все больше и больше внимания исследователей в течение последних десятилетий по многим причинам: поиск естественных методов самопомощи, экологические цели и т. д. Исследование Софьи Нартовой-Бочавер и Елены Мухортовой в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики посвящено изучению того, могут ли люди с позитивным отношением к растительному миру более нравственны по сравнению с теми, кто не привязан к растениям.

Урбанизация отдала большие группы людей от природы, и этические узы, которые люди раньше держали с землей, были разорваны. Это может привести к потере не только социальных и психологических благ, полученных людьми от природы ранее, но и к потере всех выгод для их нравственного и духовного развития. Эта связь должна быть восстановлена ​​для морального и психического здоровья людей.

Кроме того, согласно новой теории моральной экспансивности Кримстона, степень, в которой люди уважают других и заботятся о них, зависит от различий, которые люди проводят между сущностями, которые считаются достойными или недостойными морального уважения, или этических границ людей. Таким образом, люди могут включать или исключать других живых существ из своей моральной ответственности, что приводит либо к выражению сочувствия к этим сущностям, либо к пренебрежению ими.

Уже исследован положительный вклад различных взаимодействий с растениями (прогулки в парках, садоводство, уход за офисными растениями и т. д.) В физическое и психическое здоровье. В то же время мало что известно об «облагораживающей», «возвышающей» функции этих взаимодействий, например о том, связана ли привязанность к растениям положительно с моральным отношением к другим людям или нет.

В исследовании Нартовой-Бочавер и Мухортовой приняли участие 257 студентов московских вузов (199 девушек, M возраст = 21,1, SD возраст= 2,1). Анкета была разработана авторами на выборке россиян разного возраста, горожан, имеющих разный опыт взаимодействия с флорой и компетентность в уходе за растениями и цветами. Поскольку растения рассматриваются как ресурс для положительного функционирования городских жителей, было важно, чтобы группа проверки также состояла из городских жителей. Анкета — это теоретически обоснованный и эмпирически построенный инструмент для оценки отношения людей к растениям; его психометрической верификации посвящена отдельная статья.

Полученные результаты показывают, что привязанность к растительному миру и нравственное отношение к людям действительно положительно связаны; практически все моральные мотивы связаны со всеми составляющими положительного отношения к растительному миру. Эта связь указывает на то, что эти явления частично совпадают, особенно в области запретительной морали. Возможно, за ними могут быть какие-то общие факторы.

В то же время предписывающие мотивы слабее связаны с отношением к растениям; другие ресурсы, кроме флоры, могут быть использованы для их стимулирования. Только мотив опоры на собственные силы, который важен для реального достижения поставленных целей, совершенно не предсказывался отношением к растениям. В отсутствие аналогичных результатов можно только предполагать, что, привязанность к растительному миру, особенно среди городских жителей, способствует непрагматическому мировоззрению, свободному от амбиций и сосредоточению на успехах и достижениях, что приводит к усилению точных предписаний. мораль. Конечно, это предположение требует дальнейшего изучения.

Другой заслуживающий внимания результат состоит в том, что практика как часть отношения к миру флоры сформировала наименьшее количество связей. Это неудивительно, так как большинство респондентов были гражданами.  Отчасти полученные результаты согласуются с данными о связи между экологической идентичностью и эмпатией; на самом деле чувство связи с природой и укорененности в ней также предсказывает сострадание к людям.

Результаты не противоречат этическим идеям преклонения перед теорией жизни Швейцера и глубокой экологии Несса, которые подчеркивали возможность людей в их самоактуализации, благодаря природе, выходить за рамки их выживания и прагматических целей. и пришли к позиции универсализма. Эта позиция определяет более терпимое отношение к другим людям и даже к другим формам жизни. Более того, люди могут проявлять готовность защищать и поддерживать других, начиная с привязанности к растениям. В то же время было показано, что самым сильным предсказателем моральных мотивов среди всех компонентов позитивного отношения к природе является экология. Напротив, близость к природе и радость вообще не предсказывали моральных мотивов. Этот факт заставляет думать, что естественная и социальная идентичность людей не может быть гармонизирована, и в этом случае уважение к природе не означает уважение социальной реальности и интересов сообщества. Это позволяет выделить группу риска среди людей, которые проявляют чрезмерную заботу о природе, не понимая ее связи с обществом. При этом стало ясно, что любовь к природе сама по себе не облагораживает людей, а только в сочетании с экологическим мировоззрением, учитывающим интересы всего живого, в том числе людей.