В исследовании ученых из Университета Огайо приняли участие 67 студентов факультета бизнеса и психологии. Участникам рассказали о новой магистерской программе в области бизнес-психологии. Студенты читали брошюру о программе, а затем заполняли несколько анкет. Ученые попросили добровольцев оценить свою уверенность в себе (в своей возможности стать бизнес-психологом). Их спросили, были ли они в восторге от перспективной карьеры, возможно ли, что их допустят к программе, и намерены ли они подавать заявку. Также исследователи узнали общий средний балл добровольцев.
Затем участников разделили на четыре группы. Студентам из контрольной группы дали информационный лист без указания среднего балла, необходимого для поступления. Участникам из трех других групп дали листы с указанием нужного для поступления среднего балла, который был на 0,10 ниже среднего балла студентов.
Добровольцам из первой группы просто сказали, что их балл выше необходимого. В другой группе консультант рассказал участникам, что эта программа создана для них и вряд ли их отвергнут. Последней группе тоже сказали все это, но с небольшим дополнением. Консультант упомянул: вероятно, студентов примут на программу со стипендией, они преуспеют в ней и после получат много предложений работы.
В конце участники вновь заполнили анкеты. У студентов из контрольной группы и тех, кому просто сказали, что их средний балл превышает необходимый для поступления, уверенность в себе не повысилась. Они не решались подавать заявку и даже выяснять дополнительную информацию. У студентов, получивших наиболее яркое представление о своем успешном будущем, после встречи с консультантом повысился уровень уверенности в себе. Они собирались попробовать свои силы.
Однако ученые из Гонконгского и Чикагского университетов провели два других эксперимента, показавшие, что неопределённость повышает мотивацию. Участникам одного эксперимента предложили выпить большое количество воды в течение двух минут. Некоторым сказали: они получат за это два доллара. Остальным сообщили, что они могут получить один или два доллара. Размер награды исследователи определяли после испытания, подбросив монетку. Когда награда была неопределенной, с заданием справлялись больше участников.
Во втором эксперименте добровольцы принимали участие в торгах за коробку конфет Godiva. Участникам из первой группы сказали, что в коробке 4 конфеты, а добровольцам из второй, — что конфет 2 или 4. Ставки были выше у тех, кто не знал точное число конфет в коробке. Ученые назвали данный феномен «мотивирующим эффектом неопределенности».
По словам специалистов, механизм, лежащий в основе данного явления, очень прост. Когда человек медленно разворачивает подарок, он испытывает приятное волнение. Именно оно повышает мотивацию. То есть, мотивация строится на положительном опыте, который приносит с собой что-то неизвестное.
Источник meddaily.ru