Природные факторы, определившие своеобразие русской культуры

Природные факторы, определившие своеобразие русской культуры

 Особое место среди причин, определяющих характер культур и этнических отличий, занимают объективные условия жизни. Народы Земли живут в разных природных зонах. «Родина» есть один из компонентов понятия «этнос»; это его исходная территория, имеющая неповторимое сочетание различных элементов ландшафта. Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые и многое другое отличаются разнообразием; так же, как многообразны и связанные с природой занятия людей на своей территории проживания. Поэтому многое в национальном характере, господствующих ценностях определяется особенностями природной среды, в которой оказались люди в силу объективных причин и обстоятельств.

Как подчеркивает Василий Ключевский, разным частям человечества природа, географическая среда отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды — даров и бедствий. От этой неравномерности зависят местные особенности людей, т.е. бытовые условия и духовные особенности, которые вырабатываются у людей «под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом». Рассмотрим природные факторы, обусловившие своеобразие русского этноса и являющиеся его колыбелью.

Территория древнерусского государства — это бесконечная Восточноевропейская равнина с небольшими возвышенностями и обширными низменностями, с разными почвенно-растительными зонами. Мягкость, размытость очертаний, отсутствие резких переходов в природе, скромность и даже робость тонов и красок — все это вызывает чувство невозмутимого покоя. Лес, степь, река — основные географические реалии, которые повлияли на быт, хозяйство, культуру и политический строй людей в Древней Руси.

Общей особенностью всех территорий, освоенных русскими, явилось однообразие ландшафта, что предопределило основные виды занятий жителей различных мест. Если природная среда Западной Европы, отличавшаяся обилием гор, возвышенностей, способствовала специализации хозяйства, то в России ее однообразие привело к однотонности хозяйственной жизни — возделыванию пашни и разведению скота. Схожесть природных условий и занятий приводила, как считает Сергей Соловьев, к очень важным последствиям. «Однообразие природных форм исключает областные привязанности, ведет народонаселение к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев и верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают одинаковые средства к их удовлетворению; и равнина, как бы ни была обширна, как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства».

Уместным будет заметить, что на территории, где расселялись славяне, проживали и другие этносы в тех же климатических и территориальных условиях. Возможно, единое природное пространство и предопределило поразительное сходство разнообразных культур народов России. Жилища у разных ее народов четко разделялись на женскую и мужскую половины. Существовало доминирующее положение мужчины. Приемы ведения сельского хозяйства, орудия труда и многое другое имели также много общего. Эти общие элементы культур осваивались детьми и передавались благодаря воспитанию.

Но климатические и почвенные условия на обширной территории имели свои отличия, что и повлияло на особенности ведения одних и тех же отраслей хозяйства — земледелия, животноводства, а также развития местных промыслов. Эти условия наложили свой отпечаток и на педагогическую практику народа, например, определили своеобразие физического воспитания детей, их подготовки к трудовой деятельности, семейных взрослых и детей, связанных с бытом, трудом.

Большую роль в определении видов деятельности человека, а также черт его характера играли климатические условия.

Ветры, беспрепятственно носясь по всей равнине из-за отсутствия гор, сближали в климатическом отношении даже отдаленные места. На большой территории России наблюдались резкие колебания температур. Холодные зимы приводили к промерзанию почвы, короткая весна и жаркое лето подгоняли крестьянина, вырабатывали у него способность выложиться и провести быстро и успешно работу в короткий срок. От умения крестьянина определить нужные сроки для пахоты, сева, жатвы зависела вся его жизнь в течение года, поэтому мобилизовывались все силы человека, работа требовала не только большого физического напряжения, но и значительных познаний, учета своего и чужого опыта.

Краткий период теплого времени и долгая холодная зима вызывали относительную пассивность в зимние месяцы и бурную эмоциональную разрядку летом.

Так, во многом под влиянием климата складывались виды деятельности, определялись быт и взаимоотношения людей, традиции, обычаи, формировались психические черты. Все эти реалии в свою очередь сказывались на характере подготовки детей к жизни, передаче опыта хозяйствования, методах воспитания. Природа влияла непосредственно на каждого ребенка: учили его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Мир живой природы открывал перед ним свои законы, вызывал радостные или печальные чувства, учил правилам поведения.

По материалам СМИ