Креативность и творчество — это две тесно связанные категории. Дискуссии о том, как их разделять, идут до сих пор, но в русскоязычной традиции принято считать, что творчество — это процесс создания чего-то нового, а креативность — это способность человека осуществлять этот процесс, порождать новые идеи.
В англоязычной традиции все немного иначе, потому что там есть термин creativity. Он является более широким, так как в него могут быть включены и творческие способности, и процессы. Термин «креативность» — слепок с англоязычного термина creativity — пришел к нам несколько десятилетий назад. И он является аналогом термина «творческие способности», который в отечественной психологии изучается уже давно.
Исследования креативности
Психология креативности занимается исследованием самых разных аспектов творческой деятельности человека. В рамках изучения биологических сторон креативности анализируется то, какие зоны мозга активируются, когда человек занимается творческой деятельностью. В исследованиях когнитивных аспектов креативности изучают, как рождаются идеи, откуда берется инсайт, как память, знания и внимание влияют на креативность.
Модели творческого процесса
Есть разные модели творческого процесса и творческого мышления. Например, стадийная модель Уоллеса. На самом деле он во многом перефразировал идеи Пуанкаре, но выделение стадий творческого процесса ассоциируется именно с идеями Уоллеса.
Отто Зельц предложил модель репродуктивного мышления, в рамках которой были выделены различные методы и операции, помогающие человеку решить творческую задачу. При этом предполагалось, что даже самые оригинальные творческие идеи основываются на уже имеющемся знании, а самые нестандартные задачи решаются с использованием готовых или уже имеющихся в опыте или окружении человека методов и подходов. В противовес воззрениям Отто Зельца представители гештальтпсихологии делали акцент на инсайте, который приводит к неожиданному решению задачи в результате творческого озарения.
Методы развития креативности
Есть много методов развития способности творчески мыслить. Всем известный мозговой штурм, с одной стороны, является методом совместного творчества, помогающим генерировать оригинальные идеи или решать поставленную задачу. С другой стороны, участие в работе группы мозгового штурма помогает человеку развивать свою креативность, так как, порождая творческие идеи, мы параллельно развиваем и свою креативность — способность генерировать что-то новое и оригинальное. Поэтому мозговой штурм может способствовать развитию способности мыслить нестандартно.
Есть алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Например, морфологический анализ — один из алгоритмических методов — представляет собой жесткую последовательность шагов, в конечном итоге приводящих к появлению нестандартных идей. Согласно этому методу, нужно взять объект для разработки, выделить несколько его абстрактных характеристик и по каждой характеристике набрасывать все возможные варианты ее исполнения — от самых понятных и очевидных до необычных и сумасшедших.
Предположим, мы берем в качестве объекта шкаф. Какая может быть форма шкафа? Подбираем самые разные варианты его формы: шкаф может быть овальным, в виде знака бесконечности, круглым. Набросав множество таких идей, переходим к другой характеристике шкафа — к материалу, из которого он изготовлен. Независимо от первой характеристики предлагаем варианты материала: дерево, металл, песок, кафель, дым, шоколад, лед и так далее — все, что хотите, могут быть тысячи вариантов.
Потом начинаем комбинировать варианты по первой характеристике шкафа с вариантами по второй. Даже если соединять случайным образом, получаются очень интересные идеи. Например, можно сделать шкаф из шоколада овальной формы. На первый взгляд, идея сумасшедшая, но, если на входе в магазин сладостей стоит овальный шоколадный шкаф, рекламное решение может сыграть в пользу популярности этого магазина.
Этот метод, морфологический анализ, не требует порождения творческих идей как таковых, а просто предлагает выполнять пошаговые действия. Потом, комбинируя результаты подбора вариантов по каждой выбранной характеристике, можно получить оригинальные и необычные идеи.
Метод синектики для решения творческой задачи и продуцирования оригинальных идей использует аналогии и метафоры: принцип функционирования механизма или живого существа из одной сферы используется в совершенно другой сфере жизни. Размышляя таким образом, мы справляемся с задачей и развиваем творческие способности.
Советский инженер Генрих Альтшуллер создал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Он проанализировал многочисленные патенты на изобретения и выделил несколько десятков принципов, используя которые можно решить много творческих задач (прежде всего в технической сфере). Практикуясь в классификации задач и подборе подходящих принципов решения для них, используя ТРИЗ, можно также развивать свою креативность.
Творческое мировосприятие
Какое отношение к жизни, какое мировосприятие может способствовать развитию креативности? Прежде всего, это попытки в стандартном положении вещей увидеть что-то необычное.
Когда мы идем домой по хорошо известной дороге, мы все заранее знаем, сколько это займет времени, какие дома будут по пути и так далее. Нам скучно. Но если попробовать поискать что-то такое, чего мы еще не видели, мы обнаружим, что на этом хорошо известном пути многое мы раньше не замечали. При желании мы непременно найдем что-то новое: желтый автомобиль с красными полосами, необычного человека, дерево странной формы, облако причудливых очертаний и так далее.
Такая простая тренировка постепенно переключит наш взгляд с привычных вещей на поиск чего нового, интересного, необычного. А там уже рукой подать до креативных идей и новых изобретений.
Эффективность группового и индивидуального творчества
Групповое творчество начало активно изучаться после появления концепции мозгового штурма. Мозговой штурм — веха в развитии представлений о совместной творческой деятельности. Алекс Осборн, основатель этого метода, считал его более эффективным по сравнению с индивидуальным.
И действительно, в компании единомышленников хорошо творить и генерировать новые идеи. Но ведь в группе много людей. Если сложить все индивидуальные вклады участников группы и поделить общую групповую эффективность на количество участников, мы получим средний творческий вклад каждого. Оказалось, что во многих случаях индивидуальное творчество оказывается значительно более продуктивным, чем групповое. Но все же есть такие групповые форматы, в которых их преимущества перекрывают недостатки. Например, когда в группе немного участников, три-пять человек, они могут так хорошо сработаться и не мешать друг другу, что вклад каждого в групповую продуктивность окажется выше, чем в случае индивидуальной работы этих же людей.
В научной литературе представлены многочисленные исследования взаимной когнитивной стимуляции в условиях группового творчества. Когда человек слышит чужую идею, она может натолкнуть его на свою собственную оригинальную идею. Во многих экспериментальных исследованиях как раз изучается то, каким образом на когнитивном, информационном уровне поступившая в качестве стимула внешняя идея привела к порождению человеком своей собственной.
Были предложены различные модели, объясняющие механизмы взаимной когнитивной стимуляции в условиях группового творчества. Например, матричная модель, которая описывает вероятности нахождения в памяти различных идей, ассоциативно связанных с услышанной идеей другого человека. Эта модель описывает то, каким образом происходит активация собственных содержаний в памяти в ответ на когнитивные стимулы извне.
Индивидуальная и групповая работа в организациях
В каждой организации есть свои цели, свой профиль, своя структура. Поэтому и роль групповой творческой деятельности в каждой организации своя. Если организация — рекламное агентство, то мозговой штурм может быть основой ее деятельности, ведь постоянно нужно что-то придумывать. И наоборот, в армейском подразделении, которому нужно решить нестандартную задачу, групповая работа, даже творческая, в силу жесткой иерархии будет, скорее всего, проходить иначе. Может прозвучать много идей, но вес предложений начальника этого подразделения будет, скорее всего, более высоким по сравнению с предложениями других участников группового обсуждения; да и финальное решение будет принимать именно он, беря за него на себя всю полноту ответственности.
Как найти оптимальное соотношение групповой и индивидуальной работы? Например, в организации, в которой доминирует индивидуальный стиль работы сотрудников, возникла проблема с творческим климатом и инновационностью. Что делать? Добавление нового группового формата, например тренинга по тимбилдингу или совместного пикника, может помочь решить проблему. Если оптимальное соотношение между индивидуальными и групповыми формами работы найдено, они могут очень хорошо дополнять друг друга: что-то делается индивидуально, потом осуществляется рывок в формате совместного творчества, а потом, уже на более высоком уровне творческой продуктивности, может опять осуществляться индивидуальная работа. Оптимальное сочетание этих двух форм работы — мечта многих инновационных менеджеров.
Сергей Яголковский, кандидат психологических наук