Художники пишут письма маслом…

Художники пишут письма маслом…

Если говорить точнее, художники пишут картины, в которых запечатлевают моменты жизни самых разных людей, связанные с письмами.

Самое известное в истории нашей страны письмо, которое по легенде было написано в 1676 г. кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем запорожским» султану Османской империи Мухаммеду IV. Султан предлагал казакам сдаваться, казаки в своем послании его… послали.

Знаменитым письмо стало благодаря тому, что связанная с ним история очень заинтересовала знаменитого русского живописца Ильи Репина и в течение 1880—1891 он создал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Для центральных персонажей художник пригласил позировать киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова (атаман Сирко), историка Дмитрия Яворницкого (писарь), известного журналиста Владимира Гиляровского (смеющийся казак в белой папахе). Картина произвела фурор на многих международных выставках, сегодня она хранится в Третьяковской галерее.

Спустя 120 лет после того, как Репин приезжал на Кубань собирать материал для картины, в 2008 в Краснодаре — по инициативе администрации — установили памятник знаменитой картине. Автор композиции — краснодарский скульптор Валерий Пчелин.

Сочинение еще одного коллективного письма запечатлел на своей картине Василий Яковлев — народный художник РСФСР, лауреат двух Государственных премий. Картина называется «Старатели пишут письмо И. В. Сталину». Другой вариант названия «Старатели пишут творцу Великой Конституции» (1937). Полотно пропагандистское, агитационное, какими должны были быть произведения соцреализма. Но, в то же время, картина правдивая: старатели не пишут, а безучастно присутствуют при написании письма. Так оно и было.

Совсем иначе представлены на полотнах художников письма, которые пишут простые люди друг другу. Владимир Маковский, знаменитый мастер русского жанра, для своих работ выбирал скромные сюжеты, изображал простых людей, повседневные события в такой же повседневной обстановке. Одна из его картин называется «Письмо» (1890). Смотришь на нее и понимаешь, что в письме нет ничего экстраординарного — приветы, поклоны, рассказ о последних событиях. Все спокойно.

В картине легендарного русского художника Василия Верещагина «Письмо на Родину (Письмо матери)» (1901) — обстановка совсем иная. Тяжело раненный воин диктует медицинской сестре письмо. Видно, что ему даже говорить трудно, и понятно, что он прощается. Эта весточка обрадует родных — жив! и встревожит их — ранен!

В 1917 году Владимир Пчелин, ученик Репина, написал картину «Письмо с фронта». Вот это уже действительно последнее, прощальное послание: к чемодану, который доставили вместе с письмом, приторочена шашка. Воину она больше не понадобится.

Очень часто письмо от родного человека — это счастье. Такой миг запечатлел на своей картине «Письмо с фронта» Александр Лактионов.

Письмо. Исписанный лист бумаги в конверте с адресами получателя и отправителя, с необходимыми штампами и пометками, иногда с вольными надписями вроде «Жду ответа, как соловей — лета». Такая обыденная вещь, и такая незаменимая даже сегодня.

Валентина Кобзарь