Как перестать откладывать важные дела

Как перестать откладывать важные дела

Нужно всегда понимать: будущее ближе, чем кажется. Ускорение субъективного хода времени сильно мотивирует.

В одном эксперименте учёных из Университета Южной Калифорнии и Мичиганского университета 162 участникам предложили представить, будто они готовятся к важным событиям, например, к свадьбе. Затем их спрашивали, когда это событие произойдет. Первой группе добровольцев сказали назвать время в днях, второй — в месяцах, а третьей — в годах. Участники из первой группы говорили, что событие случится на 29,6 дня раньше, по сравнению с добровольцами из второй группы.

В другом эксперименте 1100 участников спросили, когда они начнут откладывать деньги на колледж или пенсию. В первом случае добровольцам говорили: они будут поступать в колледж через 18 лет или через 6570 дней. Во втором случае некоторые участники считали, что пенсия ждет их через 30 или 40 лет. Остальным сказали: они выйдут на пенсию через 10950 или 14600 дней.

Участники планировали начать экономить в четыре раза быстрее, если они думали о событии в днях, а не в годах. Все добровольцы понимали, насколько важно откладывать деньги. Однако те, кто думал о времени в днях, чувствовали, что будущее близко. Поэтому их мотивация оказалась более сильной.

С другой стороны, когда перед человеком стоит много сложных задач, ему часто кажется, что время летит слишком быстро. Исследование ученых из Университета Дьюка показало: наличие целей, находящихся в конфликте, еще сильнее ускоряет субъективный ход времени. Подобный конфликт возникает, к примеру, если человек хочет одновременно работать допоздна, чтобы впечатлить босса, и проводить время с семьей.

Известно, что субъективное ощущение нехватки времени повышает тревожность и уровень стресса. Однако исследователи выяснили, как с этим справиться. В эксперименте половине участников, преследовавших противоречивые цели, сказали считать до 11 во время вдоха, а остальных добровольцев с противоречивыми целями попросили просто считать до 11. Благодаря дыхательным упражнениям участники испытывали меньше беспокойства и им казалось, что у них больше времени, чем у тех, кто просто считал. Кроме того, субъективный ход времени замедлялся у добровольцев, которые говорили вслух фразу «Я взволнован».

Для изучения субъективного восприятия времени при конфликте целей исследователи провели два эксперимента. В первом эксперименте испытуемых попросили записать две конфликтующих друг с другом цели. Участники из контрольной группы записали цели, которые не противоречили друг другу. Затем ученые оценили субъективное восприятие времени участников. Тем, кто записывал противоречивые цели, казалось, будто у них меньше времени по сравнению с добровольцами из контрольной группы. Восприятие времени не зависело от причины конфликта.

Во втором эксперименте специалисты попросили участников выбрать между двумя автомобилями, опираясь на данные исследований о безопасности средства передвижения и его влиянии на окружающую среду. Добровольцы, которым сказали, что наименее надежный автомобиль самый экологичный, испытывали стресс и чувствовали, будто у них мало времени, в отличие от тех, кто мог выбрать автомобиль, превосходящий другой по обоим пунктам.

Кроме того, из-за конфликтных целей участники были готовы ждать меньше и платить больше. Во втором эксперименте исследователи сказали участникам, что выбранного автомобиля пока нет, и им нужно подождать. Те, кто столкнулся с противоречиями, соглашались ждать меньше, чем те, у кого конфликта в целях не было. В эксперименте с другим сценарием добровольцы с противоречивыми целями хотели заплатить на 30% больше за расширенное издание DVD.

В то же время исследователи из бизнес-школы Чикагского Университета обнаружили: человек скорее доделает задание, если воспринимает его как часть своего настоящего, а не будущего. Восприятие времени сильно влияет на то, доведем ли мы начатое до конца.

В исследовании приняли участие 100 студентов. Они должны были за пять дней выполнить задание. Для этого требовалось заранее подать заявку. Первая группа начинала работу 24 апреля, вторая — 25 апреля, а третья — 29 апреля. От первой и второй группы требовалось закончить к 29 и 30 апреля, а от третьей — в первых числах мая.

Ученые выяснили, что студенты, приступавшие к заданию раньше, чаще доделывали его вовремя. Исследователи считают: их выводы могут дать ключ к пониманию таких расстройств, как синдром дефицита внимания, а также помочь студентам, которые должны в сжатые сроки подготовить научный проект.

По материалам СМИ