Жизнь в искусстве

Жизнь в искусстве

Артсинтезтерапия (ACT) представляет собой комплексный психотерапевтический метод исследования и лечения пациентов с пограничными нервно-психическими расстройствами, использующий синтез искусств. В АСТ используется 7 техник — искусств: упражнения в ассоциациях, живопись, стихосложение, театр импровизации, драматургия, риторика, сценическая пластика.

Информация о бессознательных переживаниях черпается из анализа продукции пациентов — картин, стихов, пьес, театральных этюдов, пластики и т. д. При этом синтез искусств, с его комплексом подходов и средств, позволяет задействовать весь накопленный потенциал человека в единстве его переживаний, поведения, когниций, мотиваций благодаря использованию разнообразных форм воздействия на личность пациента. Таким образом, методика выполняет как диагностическую, так и лечебную роль. Интенсивное стрессорное воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу по методу АСТ позволяет оптимизировать адаптационные возможности личности, причем изменения носят генерализованный характер.

Основу АСТ составляют «упражнения в ассоциациях» – выстроенный комплекс упражнений, использующий образы, символы, метафоры как косвенную форму психотерапевтического воздействия. С их помощью происходит закладка фундамента для выявления и развития способностей к творчеству: умения комбинировать факты новыми способами, представлять разнообразные варианты решений, искать новые пути.

Занятия живописью в артсинтезтерапии опираются на идеи Фрейда и Юнга, утверждающих, что художественное творчество помогает облечь бессознательные переживания в зримые образы – выразить то, что неподвластно словам. Занятия живописью в АСТ строятся на отображении своих впечатлений и переживаний при помощи цветовых сочетаний.

Основной терапевтический смысл занятий стихосложением в АСТ заключатся в развитии способностей вербально выражать самые разнообразные эмоции. Упражнения по стихосложению не учат профессионально писать стихи. Они научат тонко и изысканно говорить о том, что человек чувствует.

Пластичность и красота движений – не только эстетическая категория. Это ещё и изящество, грация, чувство собственного достоинства. Это меньше всего внешнее, это суть человека, выраженная телом. Цель занятий сценической пластикой в АСТ – убрать «телесную броню» и через гармонию тела найти гармонию души.

Театр импровизации в артсинтезтерапии опирается на законы традиционной сцены, где именно театральные средства и приемы используются для освоения новых способов взаимодействия с окружающим миром. Театральная импровизация требует раскрепощенности, другими словами называемой артистичностью, которой далеко не все одарены от природы. Театральные упражнения в АСТ учат человека быть разным; открывают секрет, как, играя другой характер, присвоить его понравившиеся черты и добавить в свой личный «репертуар».

Занятия драматургией в АСТ открывают неисчерпаемые возможности для творческого осмысления собственной судьбы как сценария, где автор пьесы одновременно является ее главным героем. В процессе работы вырабатывается установка, что судьба героя может быть изменена по воле автора. Благодаря этому появляется осознание многочисленных возможностей и в построении собственной судьбы.

На занятиях риторикой в АСТ формируется умение анализировать свои проблемы, учитывая максимальное количество факторов, разрабатывать план действий, предвидеть возможный результат. Риторика в АСТ также развивает способность полноценно вступать в диалог: ясно и доходчиво объяснять свои идеи, мысли, переживания, говорить на «языке» собеседника, оперируя его понятиями и ценностями, – то есть выбирать и варьировать самые разнообразные средства для эффективного и плодотворного общения.

Для использования искусства в лечебных целях введены особые приемы практического обучения разным видам искусств. Обучение в АСТ принципиально отличается от традиционных методов, используемых в школах искусств и никогда ранее не применялось в арт-терапии.

Сайт источник https://infourok.ru