Пищевая безопасность становится все более важным фактором в эпоху глобального экобиотического кризиса, охватившего нашу цивилизацию на всех уровнях. Это понятие имеет два смысла, которые в сущности, не противоречат друг другу: безопасность продуктов, которые мы употребляем в пищу и защита здоровья, которой способствует употребление определенных видов продуктов
Если в первом случае речь идет о качестве и полноценности потребляемых продуктов, то во втором случае – о том направленном воздействии, которое тот или иной набор продуктов (та или иная диета) может оказать на функциональное состояние организма то есть о функциональнлом питании.
В обоих случаях наверное, следует добавить несколько слов о режиме питания а именно о количестве потребляемой пищи, соотношении в ней различных ее элементов, а также – суточном графике питания, который в ряде случаем не менее важен, чем сама еда, но в данной статье речь идет не о том.
Согласно современным представлениям, под функциональным понимают такое питание, которое оказывает положительное воздействие на одну или несколько основных функций организма, превышающее обычный питательный эффект, приводя либо к улучшению состояния здоровья либо снижению риска возникновения различных заболеваний. Функциональное питание не относится к категории лекарственных препаратов, а используется для улучшения функционирования систем макроорганизмаа в целом [Elmer G.W., Мс Farland L.W., Surawicz С.М., 1999].
В США и Европе определение функционального питания, а также терминология значительно отличаются. Так, в США используют термин Nutraceutical, то есть полученные естественным путем биологически активные соединения, включая живые культуры бактерий, которые улучшают здоровье и предотвращают возникновение болезни и могут быть доставлены различными способами, а в Европе — функциональное питание.
При этом различают три направления функционального питания.
Первое из них — это пищевые добавки, которые предназначены для приема в виде пилюль, капсул, таблеток и в жидкой форме. Четкое обозначение как пищевые добавки исключает возможность использования в виде обычных пищевых продуктов. Например, к пищевым добавкам могут быть отнесены растительные добавки, капсулированный витамин Е, селен и так далее
Второе направление — это использование нативных (естественных) функциональных пищевых продуктов, к которым относятся полноценные продукты питания, такие как, например, йогурт, чеснок, морковь.
Третье направление — это обогащение продуктов питания компонентами Nutraceutical. Примером могут служить йогурты, обогащенные пробиотиками или молоко с повышенным содержанием кальция.
Возрастающая популярность и разнообразие продуктов питания, содержащих различные пробиготические компоненты, пищевые волокна и естественные антиоксиданты, обусловлено тем, что их регулярное использование в течение длительного времени в большей мере способствует поддержанию здоровья, смягчает воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, стрессов и т.п. Во многих странах производство и массовое использование продуктов функционального питания для сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни стали государственной политикой в области здравоохранения и пищевой индустрии. Так, в Японии в состав продуктов этой группы входят специально подобранные пептиды и протеины (прежде всего из сои), гликозиды, растительные фенолы, некоторые витамины, холин, минералы. Бифидогенные факторы используются как пищевые добавки в составе более 500 продуктов питания.
Специалистами разных стран убедительно доказано, что если полноценное правильно организованное питание является залогом сохранения и укрепеления здоровья для любого человека и гарантирует до 50 % эффекта любых других мер по профилактике заболеваний, то использование продуктов группы функционального питания при рациональном подходе повышает надежность такой гарантии до 80 % и выше
Резюмируя все вышесказанное можно с уверенностью утверждать, что пищевая безопасность человека состоит во включении каждым из людей в свой рацион оптимального количества пролуктов из группы функционального питания, что является, безусловно первой и важнейшей частью нашей самозащиты в условиях системного (можно сказать, планетарного) экобиотического кризиса, в эпоху которого нам посчастливилось жить.
Александр БОРОВКОВ