Каждый по опыту знает, как сильно порой погода действует на настроение и поведение. Но есть влияние, которого мы совершенно не осознаем. Выбор цвета одежды или фильма для домашнего просмотра, наше отношение к незнакомцам, креативные ресурсы — все это меняется в холодное время года. Апатия, раздражительность, расстройства сна и нарушения либидо, депрессия, агрессивность — эти и другие побочные действия холодной погоды нам хорошо известны. Но ее влияние на психику сложней и глубже, свидетельствуют новейшие научные исследования.
Женщины выбирают красное
От погоды может зависеть выбор цвета одежды — по крайней мере, у женщин. Такой вывод сделали психологи-исследователи из Университета Британской Колумбии в Канаде. «В холодное время года женщины более склонны носить красную или розовую одежду разных оттенков», — рассказывает один из авторов исследований, профессор Джессика Трейси.
Причем эта закономерность проявляется только в те дни, когда у женщины происходит овуляция, или, иначе говоря, когда наиболее высока вероятность зачатия.
Точного объяснения корреляции ученые пока не нашли. Но вполне убедительной кажется версия, что все дело тут в неосознанном стремлении повысить свою сексуальную привлекательность. Ведь красный и розовый цвета, по словам Джессики Трейси, — это своего рода сексуальные сигналы. Аналогичное исследование те же ученые проводили и в летнее время, однако там такой корреляции не обнаружили. Возможно, дело в том, что летняя одежда дает женщине гораздо больше возможностей выглядеть соблазнительной.
Нас окружают холодные люди?
Мы по-разному оцениваем людей в зависимости от того, подвергаемся ли мы действию тепла или холода. Наблюдательные люди и сами это интуитивно ощущают, а результаты разных исследований подтверждают такие догадки.
В одном эксперименте часть участников держала в руках чашку с горячим кофе, другая часть — кофе со льдом. Физическое ощущение тепла или холода сильно влияло на их восприятие: вторая группа была более склонна расценивать окружающих как людей отстраненных и холодных.
Тепло и холод сказываются и на способности оценить, насколько опасен незнакомый человек. Об этом говорит эксперимент немецких ученых. В нем были задействованы 133 студента, которым демонстрировали фотографии 8 преступников, снятых анфас и в профиль. Студентам предлагалось написать, какое правонарушение, на их взгляд, могли совершить эти люди, и оценить, действовали ли те преднамеренно или импульсивно.
Участники, находившиеся в холодной комнате, склонны были видеть на фото хладнокровных преступников, действовавших преднамеренно. И наоборот, находясь в теплой комнате, студенты оценивали людей более снисходительно, считая их неуравновешенными людьми, совершившими правонарушения в порыве эмоций.
Хочется романтики, хотя бы в кино
Когда на дворе холод, что может быть лучше, чем сидеть дома вдвоем в обнимку и смотреть трогательный фильм про любовь?
Китайские маркетологи так и назвали свое исследование — «Согрейтесь любовью: как физическое ощущение холода связано с тягой к романтическим фильмам». В серии экспериментов они изменяли температуру как воздуха в помещении, так и напитков, предлагавшихся участникам, перед которыми ставилась задача выбрать себе фильм для просмотра.
Участники, стоило им замерзнуть, начинали отдавать предпочтение романтическим фильмам. Исключение составили те, для кого романтическая комедия не ассоциируется с душевной теплотой. Авторы также отмечают, что по их данным в онлайн-кинотеатрах в холодное время года спрос на романтические фильмы возрастает.
Дилемма заключенного
От температуры воздуха зависит, насколько люди доверяют друг другу. Такой вывод можно сделать из эксперимента, проведенного британскими психологами в 2013 году, — 60 участников-студентов разбили на пары и предложили поиграть «в тюрьму».
По условиям игры, для которой были оборудованы вполне правдоподобные «камеры», следствие не сумело собрать против них достаточных доказательств для суда. Однако каждого просили дать свидетельские показания против своего напарника. При этом одних участников снабдили горячими грелками, а другим выдали пакеты со льдом. Как можно догадаться, первые гораздо охотней сотрудничали друг с другом (то есть отказывались свидетельствовать против напарников).
Другими словами, физическое ощущение тепла повышает доверие к окружающим, а на холоде мы становимся более подозрительными.
Сезонная креативность
В холодную и теплую погоду мы склонны проявлять разные виды креативности. В серии экспериментов было показано, что, ощущая физическое тепло — находясь в теплой комнате или согреваясь горячим чаем — участники лучше справлялись с такими заданиями, как рисование, категоризация объектов или придумывание идей для подарков конкретным людям.
А вот в условиях холода им лучше удавалось распознавание метафор, придумывание оригинальных названий для пасты или абстрактных идей для подарков.