Мечтать не вредно

Мечтать не вредно

Способность генерировать творческие идеи, вероятно, — самая загадочная из «игр» человеческого мозга. Исследователи со всего мира пытаются отыскать в нем творческую «жилку». Творчество, согласно устоявшемуся определению, предполагает, что идея должна быть новой, полезной и неожиданной. Неожиданные же решения возникают тогда, когда командный центр управления берет перерыв, прогнозы получаются гораздо более грубыми и окно поиска, таким образом, увеличивается. В повседневной жизни, возможно, многим знакомы такие случаи, когда, несмотря на все потуги мозга, не находишь решения проблемы. Пока не сделаешь перерыв, отвлечешься на кофе с коллегами, или просто понаблюдаешь за жизнью за окном, и решение внезапно озарит, потому что мозг еще не включился на контроль.

Что происходит с мозгом, когда мы ничем не заняты и ни о чем конкретном не думаем? В такие моменты включается так называемая дефолтная сеть – группа нервных центров, которые работают, пока мы витаем в облаках. Открыли ее в 2001 году, и с тех пор появилось немало гипотез насчет того, что эта дефолтная сеть делает.

Считается, что во время дефолтной активности мозг занимается вопросами интроспекции и самосознания, думает о прошлом и будущем. Многие учёные полагают, что дефолтная сеть имеет отношение к творческим способностям. Хотя о ней известно уже достаточно много, нейробиологи продолжают спорить о том, какова в точности функция дефолтной сети и какую роль она играет для нашего сознания.

Напомним, что про эту сеть обычно говорят, что она занимается какими-то вещами, не связанными с текущей деятельностью. Возможно, так оно и есть, возможно, дефолтная сеть действительно занимается осознаванием нашего собственного «я» – не будем забывать, что она работает не только во время режима автопилота, но и тогда, когда мы ничем не заняты. Однако, как видим, нельзя говорить, что она не имеет никакого отношения к насущным задачам. Если мы делаем что-то давно знакомое, например, идем привычной, сто раз хоженой дорогой, то именно дефолтная сеть с помощью центров памяти помогает нам дойти, куда надо, не присматриваясь к дороге и думая о чем-то своем. Исследователи полагают, что, действуя на дефолтную сеть, можно ослабить некоторые болезни, связанные с нарушениями памяти, неврозами и зависимостями, однако прежде чем мы поймем, как на нее действовать, ее нужно поглубже изучить.

Учёный Бенджамин Бэйрд показывает хорошую сторону этого явления, а именно — о творческом способе решения проблем. Он доказал, что сложные задачи не приводят к блужданию ума или увеличению творческих навыков. Бэйрд также доказал, что творчество связано с присутствием духа странствий и никак не связано с мыслями о «начальной необычной задаче». Исследование Бэрда поддерживает позитивный взгляд на блуждании ума, где данное явление имеет важное значение для творческого процесса. Его вывод также поддерживают давние стереотипы о том, что творчество может существовать там, где человек не думает о непосредственной проблеме.

Творческие люди, скорее всего, действительно нуждаются в таком явлении, как блуждание ума. Это помогает им создавать шедевры. Уход в свои мысли может играть роль своеобразного отдыха для мозга: в этот момент полученная информация структурируется, «откладывается» в памяти так, чтобы остаться там надолго.

По словам творческих же личностей, такой уход в собственное сознание помогает им творить, у них появляется вдохновение, или, как говорят сами художники или музыканты, их посещает муза. Таким людям не нужно особое физиологическое состояние для того, чтобы их разум блуждал: достаточно уединенного места и правильного настроя на работу.

Нейропсихолог Рекс Юнг полагает, что секрет возникновения творческих идей заключен во взаимодействии различных нейронных сетей. Одна из них — дефолтная сеть. Под ней понимается группа нейронов, которые расположены в различных участках головного мозга и активируются сами по себе, без всякого воздействия на них. В частности, когда мы «заглядываем внутрь себя», мечтая или строя планы на будущее, эта сеть активируется. При переключении внимания на внешние раздражители, активность этой сети угасает, и вступают в работу другие области мозга. Эта сеть является частью так называемой «сети когнитивного контроля».

Взаимодействие этих двух нейронных сетей оказалось в фокусе научных исследований творчества. В дополнение к ним в момент творчества в мозге одновременно осуществляется еще несколько процессов. Так, например, у музыканта в оркестре: оценка внешнего стимула, целесообразная и, конечно, творческая реакция, проверка реакции и удержание внимания на том, что делают другие участники коллектива. И это схоже с тренировкой мышц: мозг музыканта, осуществляя контроль тонкой моторики освоенного им музыкального инструмента и музыкальных элементов в течение многих лет, способен мгновенно подобрать ритм и тональность, и свободно сочетать их.

На данный момент наука не в состоянии с достаточной достоверностью указать, где именно скрывается этот «зверь» — творчество, то есть описать исходные элементы мозга, отвечающие за процессы генерации новых идей и их отбора. Ученым еще предстоит выяснить, возникает ли творческая мысль на основе универсальных мыслительных процессов, и как взаимодействие отдельных нервных клеток может привести к творческому решению.

А пока, чтобы развить свои творческие способности, ничего другого не остается, как тренировать свой мозг и предаваться мечтаниям в моменты отдыха. И не повредит избавиться от мышления привычными шаблонами. В первую очередь, научиться воспринимать провал как совершенно нормальную часть творческого процесса. Ведь ошибки в творчестве могут оказаться «золотыми». И конечно же, как сказал один художник, постараться сохранить в себе детскую тягу к игре, которая сама по себе есть творчество в его первозданном виде.

Источник материалы Интернет